Гуцол Л. П., Гуцол Н. С.
Винницкий Национальный медицинский университет им. Н. И. Пирогова,
городская клиническая поликлиника №2 г. Винница (Украина)
Несовершенный остеогенез, или врожденная патологическая ломкость костей, — редкое, но тяжелое заболевание, характеризующееся недостаточной толщиной костей и резким торможением и извращением процесса костеобразования, в результате чего неуклонно прогрессирует системный остеопороз.
Основными клиническими симптомами этого заболевания являются деформация костей (искривление диафизов) и патологические переломы длинных трубчатых костей, которые возникают вследствие самых незначительных причин. Функция надкостницы при этом резко угнетена.
Этиология заболевания не выяснена. Основной причиной развития несовершенного остеогенеза считают врожденную системную неполноценность развития мезенхимы, в частности, соединительнотканной основы кости.
Различают более тяжелую, антенатальную, и более легкую, постнатальную, формы этой врожденной патологии. В литературе отмечается, что патологическая ломкость костей, появляющаяся внутриутробно или при рождении (болезнь Вролика) несовместима с жизнью. Если же патологические переломы начинаются позже, то некоторые больные достигают среднего возраста, однако они обречены на инвалидность. На сегодняшний день считают, что патогенетической терапии нет. Традиционная медицина рекомендует морские ванны, массаж, лечебную физкультуру. Профилактика переломов, контрактур и деформаций проводится с помощью корригирующих шин. При возникновении переломов ось конечности по возможности корригируют и, опять – таки, накладывают гипсовые шины. Возникшие деформации исправляют с помощью остеоклазии. В старшем возрасте дугообразные деформации длинных трубчатых костей исправляют оперативным путем.
Таким образом, современное традиционное лечение несовершенного остеогенеза является паллиативным. В то же время, в доступной литературе мы не нашли работ, посвященных изучению эффективности гомеопатического лечения при этой патологии.
Полагаем, что может представлять интерес следующее наблюдение из нашей практики. Впервые мальчик был проконсультирован гомеопатом в декабре 97-го года.
Родился очень слабым. Был вялый, не мог сосать, его кормили через зонд и только на десятый день приложили к груди.
На шестой день был обнаружен перелом левого плеча. Мальчик рос капризным, беспокойным, до трех месяцев спал только четыре часа в сутки – с 2-х до 6-ти часов утра. Плохо прибавлял в весе, т. к. всю съеденную пищу срыгивал фонтаном. В возрасте 6-ти месяцев произошел второй перелом левой плечевой кости, когда мать подала мальчику руки и легонько потянула его на себя, чтобы он сел.
Еще через четыре месяца случился перелом левой бедренной кости, когда она осторожно брала его из коляски. Спустя неделю произошел еще один перелом – правой бедренной кости – тоже совершенно без причин.
Через пару месяцев, опять-таки без явной причины произошел перелом левого бедра и спустя всего лишь несколько недель – перелом левого плеча. Через пару дней – повторный перелом плеча.
Родители регулярно обращались за помощью к педиатрам и хирургам, но к сожалению, ответ был неутешительным: «Никакого лечения нет».
Когда ребенку был 1 год 8 месяцев, родители обратились к гомеопату. Из анамнеза: ребенок держит голову с 3-х месяцев, сидит с 11-ти месяцев, стоит с года. В возрасте 1 год 8 месяцев мальчик еще не мог ходить, не ползал! В кабинет гомеопата его принесли на руках.
Кроме того, у него были халязионы. Окулисты настаивали на оперативном лечении. Мальчик часто болел острыми респираторными заболеваниями, у него был постоянный кашель, ему часто приходилось принимать антибиотики. Он оставался худым, наблюдалась стойкая анемия. Он сильно потел по ночам, приходилось менять ему и рубашку, и подушку много раз. Его сильно укачивало в любом транспорте.
Ребенок от первой беременности. Роды в срок путем кесарева сечения. Вес ребенка при рождении – 2 кг 900 г, рост – 52 см. Диагноз: Внутриутробная гипотрофия I степени. Функциональная незрелость.
В 2 месяца невропатолог отметил у ребенка повышение тонуса мышц конечностей, синдром гипервозбудимости.
Мальчик находился на искусственном вскармливании, очень слабо прибавлял в весе.
Выставлен диагноз: Рахит I степени. Анемия I степени. Кривошея. Пупочная грыжа. Гипотрофия I степени.
В пять с половиной месяцев рентгенологи обнаружили варусное искривление бедренных костей, нарушение оссификации. Мальчику ставят диагноз: Несовершенный остеогенез (болезнь Вролика).
В 9 месяцев невропатолог диагностирует синдром задержки психомоторного развития. Аппетит у ребенка был плохой. Несмотря на коррекцию питания и лечение рахита, ребенок все также плохо набирал в весе. К 9-ти месяцам выставлен диагноз: Гипотрофия 2-й степени.
В 12-ть месяцев после пробы Манту ребенок заболел тяжелым затяжным бронхитом. После проведенного курса антибиотикотерапии его долго лечили по поводу дисбактериоза. К моменту обращения к гомеопату в возрасте 1 год 8 месяцев у мальчика в анамнезе насчитывалось 7 переломов! За это время ему сделали около 20-ти
Рентгенологические данные соответствовали картине несовершенного остеогенеза.
Ребенку было назначено гомеопатическое лечение.
В течение ближайших 2-х недель после начала гомеопатического лечения ребенок стал намного спокойнее, нормализовался сон. Очень быстро исчезли халязионы, которые советовали удалять оперативным путем! Именно это обстоятельство и подтолкнуло родителей на гомеопатическое лечение по поводу основной проблемы.
Постепенно мальчик окреп, стал намного реже болеть простудными заболеваниями. Улучшился аппетит. Ушла анемия. Мальчик стал набирать вес, полностью избавился от потливости по ночам. В первые месяцы после начала гомеопатического лечения произошло три перелома костей.
Сейчас, когда мальчик бегает, падает, маме кажется, что должен произойти страшный перелом. Но, несмотря на случающуюся порой явную причину, переломов нет вот уже в течение пяти лет.
На фоне проводимого гомеопатического лечения мальчик с двух с половиной лет начал ходить. Его перестало беспокоить укачивание в транспорте. Кривошеи и пупочной грыжи в настоящее время нет. Зубная формула соответствует возрасту. Общее состояние мальчика удовлетворительное.
Согласно литературным данным, у таких больных прогрессирует кифоз или сколиоз. У нашего пациента сохраняется сколиоз, однако он не выражен и не прогрессирует. У мальчика не понижается слух, не атрофируются мышцы, не возникают вывихи и подвывихи, в отличие от классической клинической картины несовершенного остеогенеза. Сохраняется варусная деформация бедер. Однако мы не наблюдаем ни появления характерных контрактур, ни усугубления появившихся ранее деформаций.
Интересно, что уже через несколько месяцев после начала гомеопатического лечения невропатологи отметили нормализацию психомоторного развития ребенка. В пять лет мальчик уже хорошо читал. В этом году он успешно прошел подготовительный курс обучения и готовится с сентября пойти в первый класс.
На фоне гомеопатического лечения произошла нормализация уровней общего и ионизированного кальция, фосфора, а также щелочной фосфатазы крови, которые характеризуют метаболизм в соединительной ткани.
Таким образом, положительный результат, достигнутый в ходе лечения данного пациента, страдающего наиболее тяжелой, антенатальной, формой несовершенного остеогенеза (болезнью Вролика) позволяют, на наш взгляд, смотреть на лечение этого заболевания с большим оптимизмом: гомеопатия значительно улучшает качество жизни таких больных, предотвращает их инвалидизацию.
Последнее изменение: 25.09.2022
|