«Дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26,41.)
Частный вопрос похудения напрямую связан с общим отношением к собственному
телу, с пониманием человека как особого феномена мироздания и, наконец, с самым
главным фактором — мировоззрением человека.
В приведенных размышлениях не берутся в расчет все возможные факторы
образования излишнего веса. Сегодня цель одна! Возможно ли найти в духовной
стороне жизни механизм, который может подвигнуть человека на борьбу с лишними
килограммами.
Если в общепринятой, сложившейся позиции нашего общества и времени ТЕЛО (его
благополучие, здоровье, интерес) является центральной и самодовлеющей целью
существования, которой безоговорочно подчиняется все остальное, а духовная
сторона жизни считается антипролетарскими происками гнилой интеллигенции, то в
христианской шкале ценностей тело занимает второстепенную, служебную должность
по отношению к духовной (определяющей) стороне существования индивидуума.
В христианском мировоззрении без духовной направленности личность просто не
может состояться как полноценное создание.
С первых дней появления на свет человек оказывается во власти стихии культа
плети. Главной движущей силой на многие годы (если не на всю жизнь) становится
угождение требовательным «хочу» — хлеба, зрелищ, власти, секса. Без сильно
развитого интеллекта и духа эти «хотелки» превращаются в диктаторов и кумиров.
Желания становятся страстями, исполняющими роль убийц собственного тела (в
частности в этом всевластии животных желаний и чувств коренится благотворная
среда, на которой пышным цветом расцветают душевные и духовные болезни, которые
в обиходе называются порчей или сглазом).
Если на пути «желудочной» страсти не встанет в свое время более сильная
страсть (спортивная, тщеславная, любовная или реальный страх смерти), то
довольно быстро вырастают всем видимые плоды перепотребления.
Следует указать на некоторые заблуждения бытующие относительно христианской
религии.
Во-первых, в главной книге для верующих во Христа — Евангелии — нигде не
говорится, что плоть человека — это зло, подлежащее умерщвлению (иначе Христос
не совершал бы столько исцелений), наоборот, тело человека — храм живущего в нем
Духа, заслуживает уважительного к нему отношения, но без превращения его в
идола.
Во-вторых, пост, который предлагается верующим, не есть гастрономическая
диета и не является главным содержанием веры, а только видом жертвы во имя
любимого Бога, средством для обуздания и воспитания плоти, сознательным волевым
актом веры ради торжества духа над плотью.
И, наконец, третье — не надо считать, что каждый, кто называет себя верующим,
уже достиг больших высот во всех направлениях развития веры, — он только
начинает учиться. И большинство верующих во многих усилиях дисциплины, воли,
труда, целеустремленности и т.п. сильно уступают людям неверующим, но обладающим
волевым, цельным характером.
И, тем не менее, при всех приведенных оговорках по поводу немощи и слабости
верующих людей, у них есть неоспоримые преимущества перед неверующими в
овладении в овладении стихийными вожделениями собственной плоти. Попытаюсь их
назвать:
1. Главная цель существования – пробуждение и развитие духовной составляющей
личности для максимального восстановления разрушенного единства с личностью
Бога. Эта цель конкретная и реальная, понятным образом включаемая в каждый день
жизни.
Эта цель – самый существенный интерес жизни и его сутью является любовь.
2. Четкое уважительное отношение к собственному телу - как средству для
достижения главной цели, как к дару, полученному во временное пользование и не
принадлежащему самому человеку. Этот дар предполагает бережное и разумное к нему
отношение с тем, чтобы принести максимальный плод в виде служения людям и Богу.
Для того, чтобы тело могло оптимальным образом служить духовным, высшим целям,
его нужно держать в узде.
3. Распущенность тела, его неуправляемость, его отвратительный деспотизм
расцениваются однозначно, прежде всего, как духовное поражение. ПОЭТОМУ главным
стимулом к возвращению управляемости телом к его нормальным (задуманным Богом)
параметрам является не здоровье ради здоровья, а здоровье ради восстановления в
рабочем состоянии тела для служения Богу.
Труд по восстановлению нарушенной гармонии в теле рассматривается как
искупление за предыдущие нарушения закона первенства духа, а не плоти.
4. Если состояние организма теоретически позволяет добиться уменьшения веса
(без того, конечно, чтобы эта цель не превратилась в единственную, став
идеей-богом), то неудача в этом может расцениваться однозначно как слабость веры
и духа.
И, наконец, что можно было бы конкретно предложить из арсенала верующего и
для любого, кто захочет.
· Целенаправленно и неотступно обращать свой духовный взгляд к Тому,
Кто является центром твоей жизни для того, чтобы осознать и прочувствовать
задачу уменьшения веса как соответствующую высшей воле и как задачу духовного
покаяния. Этот труд должен совершаться до тех пор, пока не произойдет
решительного перерождения.
· Вновь и вновь просмотреть перед своей совестью какой же интерес на
самом деле является для тебя определяющим и наиболее желанным – угодить плоти
или поставить ее на место.
· Постараться понять, что ежедневная упорная борьба за каждый грамм
лишнего веса является не проклятием и бессмысленным мучением, а возможностью
обновить и утвердить свои позиции в вере, в понимании смысла жизни и назначения
человека. Такая победа приносит радость вневременного духовного порядка, тогда
как съеденный лакомый кус радует желудок несколько мгновений.
· Отнестись к своей цепкой зависимости от желания желудочного
наслаждения с чувством юмора и смеха над самим собой.
· Для тех, у кого есть церковные таинства, смело, не стыдясь, с
решительностью бойца называть любые проявления невоздержанности, распущенности,
неуправляемости, алчности, жадности, зависти, мелочности в отношении еды. В том
числе в неположенное время, в больших количествах, в частых посещениях
холодильника или лишних закупках в магазинах.
Иными словами, любые стремления в мыслях или действиях к обжорству обличать
непримиримо как злейшего врага, преодолевая стыд позорных сцен, чтобы тайное
стало явным. Такой путь поможет разорвать порочную связь в голове и в
подсознании неразумного желудка, органов чувств, слабой воли и примитивного
мировоззрения.
· Для христианина чрезвычайно важным аспектом жизни является знание
правды о самом себе, поэтому трезвая оценка бесконечной слабости воли,
неорганизованности текущего дня, порабощенности чисто животным потребностям
может вернуть к трезвой самооценке.
· У христианина есть великий принцип, данный ему Самим Христом — в
малом ты был верен — над многим тебя поставлю.
Последовательное уменьшение веса путем организации режима питания, уменьшения
порций, удаления недопустимых продуктов, перестройкой принципа еды — от
наслаждения к целесообразности может явиться тем самым малым делом, на которое
благословляет человека Творец, «заинтересованный» в выздоровлении Своего
творения. Можно закончить словами апостола Павла «Все мне позволительно, но не
все полезно».
Священник Владимир Архипов |